Зачем вертолёту гироскоп? В конце марта - начале апреля 2010 года в российских магазинах появился новый уникальный бренд радиоуправляемых вертолётов - GYRO™ (торговая марка 1 TOY®). Данные модели отличаются наличием гироскопа. Что же это такое: очередная рекламная уловка или ноу-хау в мире игрушек? Об этом мы спросили кандидата в мастера спорта в классе кордовых пилотажных моделей, судью республиканской категории по авиамодельному спорту, неоднократного призёра Московской области, Тюрикова Дмитрия Борисовича. — Дмитрий, сразу начнём с самого главного вопроса: что же такое гироскоп? — Постараюсь объяснить подробнее и понятнее, избегая технических премудростей. Гироскоп был изобретён ещё в начале 19-го столетия Иоганном Боненбергером, а известный философ и учёный Фуко впервые применил его как прибор, показывающий изменение направления Земли; он же и ввёл в оборот этот термин. Однако сам по себе гироскопический эффект не является чем-то изобретённым, он существует объективно как закон физики. Примером его действия является обычный детский волчок, который крутится вокруг своей оси и не падает, сохраняя вертикальное положение. В точке опоры волчка об пол возникает сила, под действием которой ось его вращения отклоняется от вертикали, а центробежная сила вращающейся массы препятствует изменению плоскости вращения и вынуждает волчок при движении сохранять заданную ориентацию в пространстве. Сейчас гироскопом называют устройство, позволяющее сохранять курсовую устойчивость тела в пространстве при его движении.
В современной промышленности гироскопы применяют в приборах навигации для поддержания заданного курса, при конструировании настоящих вертолётов, самолётов, космических ракет и подводных лодок. — Какое преимущество даёт гироскоп в случае радиоуправляемого вертолёта? — Приведу пример. Во время полёта хвост вертолёта может начать заносить в какую-либо сторону (по ряду причин: движение воздуха, непостоянная нагрузка на роторы, и т.д.). Гироскоп регистрирует это отклонение и даёт сигналы винтовым моторам для противодействия ему. Поэтому вертолёт и не раскручивается вокруг своей оси, а держит заданное направление. В новых радиоуправляемых вертолётах используются маленькие пьезоэлектрические датчики размером в пять раз меньше копеечной монетки. Благодаря им, полётом модели легко управлять, он становится сбалансирован. — Давайте поговорим об этом поподробнее. Расскажите об отличиях игрушечных вертолётов без гироскопа от вертолётов с гироскопом. — Недорогие вертолёты без гироскопа уже довольно давно появились на рынке. Любители запускать радиоуправляемые модели, а, тем более, профессионалы в этой области, знают, как непросто управлять этими маленькими вертолётиками. В отличие от настоящих вертолётов, свободно парящих в небе, модели заносит, крутит, а мягкая посадка поначалу только снится. Сколько новичков это отвратило от радостей свободного пилотирования! А ребёнок успевал поиграть в эту игрушку всего несколько минут, после чего вертолёт терял управление, врезался в препятствие или падал с большой высоты - и тут же ломался. Понятное дело: слёзы, обида, расстраиваются и родители, и пилот... Вертолёты с гироскопом, благодаря стабильности полёта, позволяют научиться управлять ими без суеты и страха сломать игрушку. Вы полностью контролируете процесс, Ваша модель максимально послушна. К тому же, корпус и нейлоновые лопасти новых GYRO значительно прочнее. — Наверное, такая высокотехничная новинка не всем доступна по цене? Вовсе нет. Насколько я знаю, появившиеся сейчас в магазинах игрушки GYRO вполне могут позволить купить себе все желающие. — А Вы сами управляли вертолётами GYRO? — Да, летали не раз – очень понравилось. Вы лучше сами попробуйте! Данная статья опубликована в майских номерах журналов «Юный Эрудит» и «Здоровье школьника» (2010 г.) Д. Б. Тюриков. Источник: onetoy.ru.</SPAN></SPAN></DIV>